Вишнякова Светлана

Вишнякова

Светлана

Ивановна

(21. 09. 1941 г.,

с. Соловьёвск

Ононского района

Читинской области,

в г. Комсомольске

с 1958 года).





Прозаик, мифолог, энциклопедист, Действительный член Приамурского отделения Русского Географического общества, член Союза журналистов России, профессор ДВ НАН, автор более тридцати книг.





Автобиография.

Мои бабушка и дедушка, по материнской линии, крестьяне. Крестьяне - космический народ, то есть знающие Божество Света, верующие в Мощную Силу Животворящего Креста Света. Убери Свет и всё погибнет. Свет - наша защита, здоровье, разум, покров. Теперь называют крестьянами всех, кто трудится на земле.

Бабушка Акулина Ивановна родилась 13 июля 1888 года в с. Горенские Выселки Рождественско-Хавского района Воронежской области, родилась в большой крестьянской семье Ивана и Марии Дмитриевых; родилась в семье трудолюбивой, ладной, светоносной, чтимой сельчанами. И родители, и их дети удались статью, красотой; все русоволосые, кареглазые, белолицые; даже в жаркий день солнце не жарит, а только румянит их лица.

Дед Николай Александрович родился 9 мая 1890 года в с. Горенские Выселки Новоумовского района Воронежской области. В крестьянской семье Александра Фёдоровича и Надежды Парамоновны Дмитриевых.

Две семьи, по документам, жили в разных районах, но в одном селе Горенские Выселки. По рассказам же предков, жили две семьи в одном селе, только в разных его концах, далеко друг от друга: село большое.

Николай высмотрел красавицу и страстно желал взять её в жёны. Но он не имел права на женитьбу, так как года не подоспели для такого важного события.

А Акулина старше Николая на два года, уже созрела для семейной жизни. И женихи вокруг дома спирали навивали.

Боясь потерять Акулину, Николай упросил мать сосватать дивчину.

Два года Акулина ждала зрелости жениха. Николай украдкой угощал наречённую конфеткой; то сафьяновые сапожки привезёт из города, то пушистый платок набросит на плечи, а то наливным яблочком одарит; хотя в её саду наливок много, но подаренное женихом слаще.

Поженились. Девять детей подарила Акулина мужу: троих сыновей и шестерых дочерей. Построили дом - усадьбу со множеством комнат для детей (ведь не заметишь, как вырастут, будет, где жить). Построили два кирпичных помещения: одно для коров, другое - для лошадей.

Во дворе подвал, со ступеньками вниз, выложен кирпичом. Подполье в доме тоже выложено кирпичом. И подвал, и подполье просторные, каждый продукт имеет своё место; прохладно, молоко может храниться месяц и не киснет. Мясо хранилось в леднике. Выстроен большой амбар для зерна: для овса, ржи, пшеницы, проса.

Выращивали коноплю. Из конопли готовили масло, нитки; из конопляного материала ткали красивые дорожки: для ног приятны.

Выращивали лён, черешню, яблоки, груши, тыкву, сахарную и кормовую свёклу, помидоры, капусту, картофель, огурцы, брюкву, редьку, репу.

Разводили кроликов, баранов, индюков, коров, лошадей; курам счёт не знали. Смотришь: появился целый выводок цыплят. Чьи они: свои или соседа? Соседний участок отделялся только межой, эту границу не нарушали, а курица могла нарушить. А если нужно заглянуть в гости к соседу, то шли по улице и стучались в ворота.

Яблоки хранили в пшенице. Принесёшь зимой в дом, а от него аромат такой, словно только с дерева сорвали. Яблоки на зиму мочили, солили вместе с капустой.

Тыкву целую закладывали в духовку, пекли на дровяном огне, хотя был и уголь. Еда, приготовленная на дровяном огне, душистее, вкуснее.

Подсолнечное семя шло на приготовление подсолнечного масла. Жмых от семени вместе с мёдом катали в круглые комочки - заедками назывались. Орех тоже шёл на заедки - чем не лакомство для детей: и вкусно, и полезно.

И молочные продукты были отменными: масло, сливки, творог, сметана, простокваша, варенец - домашнее приготовление.

А сочни, это же чудо как вкусны, сами просятся в рот. Готовили сочни так: пекли блины (не блинчики, не блинцы, а блины), мазали остывшие блины маслом, сметаной (сметану ножом резали, такой она была густой), накладывали сверху другой блин и снова мазали маслом, сметаной, творогом, закрывали третьим блином. Поверх сметаны раскидывали ягоду. Чтобы всё это пропиталось, уносили в подполье на ночь; утром сочни доставали, резали на кусочки - чем не торт!

Ватрушки стряпали, начинка не только творожная, как сегодня представляют, а самая разнообразная, чаще комбинированная: рыба, помидоры, яйцо, зелень; грибы, помидоры, яйцо, зелень - чем не пицца! Всё у нас было, только с русским названием!

Стряпали пироги, пирожки, вареники, пельмени, блины, блинчики, блинцы, пышки, булочки, лапшу, расстегаи, строганы. Мясо или рыбу заворачивали в тесто, затем в листья смородины и запекали на костре. Мясо или рыба покрывались хрустящей корочкой, надавишь зубками, корочка хрустнет, сок брызнет, облизываешься от удовольствия.

В пруду выращивали карась. Караси любили тянуть молоко из вымени коровы. Они потихоньку, нежно вытягивали молоко прохладными губами, а коровам приятно. От такого питания караси добрели, круглели, как тарелки становились, чешуя блестела, переливалась серебром.

А лес дарил свои богатства: малину, бруснику, шиповник, орех, грибы, дикий лук, щавель, лебеду, рябину, боярышницу, черёмуху, землянику, заячью капусту...

На озёрах - утки, гуси гогочут. В речке плещется щука, сом, судак, толстолоб, лещ, плотва...

Аист на крыше вьёт гнездо. Воробьи щебечут в кроне, соловьи переливаются на все лады. Благодать!

Дом просторный, несколько комнат, самая большая - кухня, она называлась стаей. Трапезничали всей семьёй за длинным столом, без углов. Перед едой спевали. Без песни к ложке не притрагивались. Как бы не устали, спевание не пропускали.

После ужина, не выходя из застолья, обговаривали дела на завтра, журили провинившихся, хвалили за умение - разумение.

Родители уходили в опочивальню, старики и малые залазили на русскую печь зимой, а летом на палати и сказывали были - небылицы. Дети слушали, затаив дыхание и, незаметно, засыпали сладким сном. А повзрослевшие девчата и парни убегали за село на раену и там под гармошку танцевали, пели частушки, шуточные песни.

Иногда выезжали в город Воронеж, чтобы продать излишки сельских продуктов. Привозили с базара сладких петушков, курочек на палочках, эти изделия назывались сладенцами. Леденцы в железных красочных коробках вызывали у детей восторг.

Зимой Николай уходил на заработки в город. Акулина оставалась одна с детьми, как наседка. Так жили. Так текла река Вечности без берегов.

После революции пришла советская власть в каждый дом. Создавались колхозы. Толком о колхозах никто ничего не знал. Ходили разные слухи, одни ужаснее других: всё будет общим, даже жёны. Кому-то это надо было лгать, людей в обман втягивать.

Председателя и правление колхоза не выбирали в Горенских Выселках, а назначали. Николая Александровича выбрали в правление.

Председатель колхоза есть, правление живёт своей жизнью, а колхозников нет. Сельчане не идут в колхоз, выжидают, с опаской оглядываются.

Николаю Александровичу поставили условие:

- Если семья не войдёт в колхоз, вас выселят из села, куда хотите туда и идите.

Сказал об этом Акулине Ивановне, она махнула на мужа рукой:

- Ты вечно лезешь не в свои сани. Это кто же нас из собственного дома выгонит?! Кажись советская власть за народ стоит. При царе нас не выгоняли, а при советской власти и подавно.

Выгнали. В чём одеты были оказались на улице. Ничего с собой не позволили взять. И соседям не позволили приютить обездоленных в один миг. Это называлось раскулачиванием.

Жили на улице под открытым небом. А небо уже хмурилось и лужи покрывались корочкой льда. Николай Александрович все пороги у начальства поотбивал, добивался правды. И добился! Его оправдали. Но только усадьба разграблена, сад вырубили, в доме поселились чужие люди. Отыскали на краю села ветхий домик с одной комнатой. Гуртом в него вошли. Хотя бы зиму перезимовать.

А есть нечего. Голод. От голода опухли, ноги плохо слушались. У соседа в сарае хранилось много брюквы. Для скотины заготовил хозяин. Ночью Дмитриевы воровали брюкву, варили и ели, а днём спали. Брюква спасла от лютой смерти.

Ранней весной Пётр, самый старший из сыновей, вместе с соседскими мальчишками в поле вырывали из земли мёрзлую картошку. Сторож заметил, погнался за воришками. Мальчишки в рассыпную, скрылись от наказания: они были сытыми. А Пётр не мог бежать, опухшие ноги сноровку потеряли. Его-то сторож и застрелил, как преступника. И валялся Пётр на улице, не разрешали хоронить: наглядность для будущих воришек.

Как только солнце согрело землю, Дмитриевы ушли прочь от родного порога. Брели пешком. Через всю Сибирь брели горемычные. Ловили рыбу в речках чистых, варили уху. В лесу добывали съедобные коренья. Лес и речка кормили бродяг.

Таким образом, добрели до реки Онон, там осели, вступили в колхоз. Жизнь наладилась. Колхоз помог построить дом, обзавестись хозяйством.

Мама моя - Анна Николаевна - тепло вспоминала о колхозной жизни: "В поле наработаешься, устанешь, думаешь: приду, упаду на постель и до утра. Только гармошка подаст голос, забываешь об усталости, бежишь на раену, и танцуешь, танцуешь". Любила мама танцевать, чечётку отбивать, частушки задорные петь и в такт платочком махать. Платок беленький и для работы в поле, и для танцев. Придёт с поля, платок постирает, на солнышко уходящее повесит; пока ужинает, платок высохнет, она его хорошенько погладит, накинет на плечи и бегом к зазывной гармошке.

На постое у Дмитриевых определился молодой офицер. Как-то к нему заглянул друг: Вишняков Иван Тарасович. Иван пригласил мою маму прогуляться. Она согласилась. Анна перед ним казалась малышкой. У Ивана рост достигал двухметровой шкалы, а Анна - ниже плеч его. Прощаясь, пообещал заглянуть к Дмитриевым на огонёк. И заглянул. Они проговорили до петухов. Уходя, подарил Анне свою фотографию. Анна завернула фотографию в газету и спрятала. С тех пор она с ней не расставалась. Приглянулся ей Иван, но не надеялась, что он выберет её: парни старались жениться на богатеньких или середняков, бедных девушек обходили стороной.

Но Иван выбрал Анну. На третьей встрече объяснился, у родителей Анны попросил благословения.

Жили, как все офицерские жёны, в землянке. Землянка отапливалась печкой, сложенной из кирпича.

За продуктами приходилось ездить в город, а оттуда тащить на себе авоськи. Анна возьми да и попроси Ивана в помощники солдата. Так поступают все офицерские жёны, и Анна в этом не чуяла беды. Но Иван вспыхнул и отрубил все следующие подходы к этому желанию:

- Солдат учится защищать Родину, в грузчики офицерским жёнам не нанимался!

Иван Тарасович был справедливым и волевым человеком. За это его уважали солдаты. Когда он заболел, они по очереди приходили в санчасть, приносили гостинец: пряники, табак. Сладкое не любил, и не курил, но, чтобы не обидеть солдат, он принимал гостинец с великой благодарностью и с радостью. А когда посетители уходили из палаты, он раздавал пряники и махорку соседям по больничной койке.

Началась Великая Отечественная война. Мама носила под сердцем ребёнка. Отец уходил защищать Родину от захватчиков. До матери не сразу дошло, что её муж, мой отец, уходит на войну, откуда многие не возвращаются. Отец просил исполнить его желание: если родится дочь, назвать Светланой, а сына - Юрием. Как ни странно, отец бредил дочерью, мечтал о ней каждый день.

Когда муж предстал перед Анной в полевой форме и стал прощаться, ей сделалось плохо, она почувствовала себя сиротой, одинокой. Ей стало страшно и она разрыдалась.

- Иван, ты скоро вернёшься?

- Думаю, скоро. Всё будет хорошо. Мы ещё на свадьбе дочери станцуем.

С фронта приходили письма без описания боёв, а с рассказами о будущей жизни, оберегал жену от лишних волнений. Но газеты приносили неутешительные вести, даже слишком тревожные.

Когда Волгу освободили от захватчиков, мама вместе с родителями и сёстрами вернулась в родные края на пепелище, но только не в село, а на окраину Воронежа. Работала в госпитале поварихой. Отдавала свою кровь раненым. Домой возвращалась с работы через железнодорожное полотно. Один раз так устала, что не было сил перейти железнодорожное полотно, и она присела на скамью в зале ожидания железнодорожного вокзала, и незаметно уснула. Конечно, недомогание не от усталости, а от голода и тревоги за мужа. Когда проснулась, то карман оказался пустым: письма и фотографии исчезли, деньги и ключи на месте. Кому понадобились чужие письма и фотографии?!

В последнем письме отец писал: если оторвут руки и ноги, зубами вцеплюсь в землю, но вражину не пропущу.

Отец погиб в августе сорок третьего под Белгородом; ворвался в дзот, уложил троих солдат и одного офицера из вражьего стана, но и сам погиб. Награждён орденом Красной Звезды 21. 08. 1943 года.

Мама болела, её трясло, врачи не могли справиться с болезнью. Врач дал совет: уехать подальше. Как только заедешь за Урал, все боли исчезнут, а тут последствия ожидают самые печальные.

Мама с родителями отправилась на Дальний Восток к младшей сестре Александре. А старшая сестра Мария осталась на Волге. Так мы оказались в Бикине.

Действительно, в Зауралье болезнь покинула тело моей матери. Пока ехали на Восток, на каждой станции вещи меняли на хлеб. Хлеб и кипяток - обычная еда в послевоенное время для многих россиян. Если хлеб на столе, то ты богат. Нередко его не было, только кипяток. Еле доехали до Бикина. Александра вместе с мужем Жилиным встретили нас. Накормили. Спать уложили. Отдыхайте, родные. У них две смежные комнаты, одну из них нам отдали. Вскоре мужа перевели в Хабаровск, и мы остались одни со своими проблемами.

Мама искала работу, но безрезультатно. Все места заняты. А хлеб можно получить по карточке; карточки получали те, кто работал. Я от голода разучилась ходить.

Маму научили сердобольные: "Ты поплачь перед начальством, может, кого и разжалобишь, примут на работу".

Бабушка побиралась. Кто давал кусочек хлеба, яйцо, пирожок, ведь город Бикин состоял в основе своей из частных домов с земельными участками, со скотиной, а значит, на столе всегда было что-то из еды, а кто закрывал калитку, злобился. Один хозяин спустил собаку. Бабушка еле успела в соседнем дворе спрятаться.

Дедушка тоже не находил работы, от этого всегда был подавленным, очень переживал: как же так случилось, что мужчина не может прокормить семью; тяжёлая ноша давила плечи, разрушала организм. Нервное потрясение таким оказалось сильным, что он слёг.

А мама, в какой раз, пришла к начальнику госпиталя, ей ответили "Нет!" У мамы слёзы хлынули, не остановить, а из горла вырвалось отчаяние. Начальник усадил её, расспросил, узнал в каком положении её семья оказалась, сказал: "Завтра выходите на работу. Принимаю санитаркой в хирургическое отделение. Одну девицу уволю за лёгкое поведение, у неё отец и мать состоятельные". Сразу на руки дали карточки, детей определили в детский садик. (Мама второй раз выходила замуж, но и тот погиб).

Весной получила дом с земельным участком. И мы ожили. Но дедушка слёг и уже не мог вставать по нужде, за ним ухаживала бабушка. Перед смертью дедушка подозвал меня к себе и тихим голосом сказал следующие слова (а я уже училась в школе, то ли во втором, то ли в третьем классе):

- Светушка, запомни хорошо мои слова; многое, конечно, не поймёшь, потому что мала, но запомни, внученька. Светушка, до войны нас раскулачили, пустили хозяйство по ветру, деток сгубили, потому и бедуем. Объяснить тебе нет сил, покидает душа, расстаётся с телом. Ты, Светушка, на советскую власть не ропщи, не она погубила нас. Советская власть - это благость Божия на нас сошла, заступа от нелюдей. В России две власти, а не одна: советская и тайная. Тайная власть вредит советской. Все пагубные дела от тайной власти. Запомни, Светушка, тайная власть покажет себя, это человекоубийцы - так об этом однажды сказал Спаситель, вот за это его и распяли, погубили ироды. Тёмные дела вершит тайная власть. Запомни это, Светушка. Придёт время, советскую власть будут ругать, помоями обливать и всё, что сотворила тайная власть, повешут на советскую власть. Не верь этому, Светушка, стань заступой от нелюдей. Бога и советскую власть надо защищать: Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Всё, Светушка, иди, милая, я устал.

На следующий день дедушка попросил у мамы селёдку, его душа жаждала селёдкой полакомиться. Мама заняла деньги у соседки, побежала в магазин. Вернулась, а душа Николая Александровича уже отлетела. Так дедушка и не попробовал любимое блюдо.

Деда нарядили в военный китель, который когда-то подарил проезжий офицер, весь потёртый, потерявший шик и блеск, натянули брюки в заплатках, но чистые, отутюженные. В госпитале сторож сколотил из досок что-то наподобие гроба, но с крышкой. В него и положили деда. Сосед погрузил на дровни гроб, мама рядом примостилась в скорбном молчании. И отвезли деда в мёртвый город на вечный покой. Отмучился мой славный человек. Ни поминок, никакого траурного обряда. Так и стоит эта страшная картина перед глазами, так и вижу санную дорогу, летящий мелкий снег и скрипучий морозец, и деда в гробу такого родного и такого неземного.

Как хотела стать октябрёнком, носить красную звёздочку, которая похожа на Звезду Героя! А сколько волнения при приёме в пионерскую организацию. Все застыли в строю. У каждого отряда - Знамя, его держит председатель отряда. А есть общее знамя, оно большое и самое красивое, кайма золотая и золотые буквы на полотне: "Пионер, будь готов за дело Ленина - Сталина, за дело отцов!". Торжественно. Празднично. Нарядно. Звучит пионерский марш. Звонкий голос нарушает торжественную тишину: "Знамя на вынос!.. Приготовиться к сдаче рапортов. Отряд имени Павлика Морозова, сдать рапорт!.."

Все затаили дыхание. Каждый отряд болеет за своего председателя: только бы не сбился, только бы про все дела сказал, только бы не упустил чего!

Каждый отряд, чеканя шаг, проходит мимо школьного знамени в сопровождении своей любимой маршевой песни. Хорошо! Сердце стучит гордо за свой отряд, за свои хорошие дела и учёбу, готовое вырваться из грудной клетки и вольно порхать над головой.

Затем повязывают галстуки принятым в пионерскую организацию.

Коридор, который в будничные дни такой серый, привычный, в праздничный день расширился, в нём столько света и тепла от ребячьего огня, что зажёгся в распахнутых глазёнках.

А принятие в Комсомол! Это же целый волнующий обряд! И знаешь, каким должен быть комсомолец, и волнуешься: а вдруг что-то не так объяснишь, а вдруг на сложный вопрос не сумеешь ответить, а вдруг неожиданный вопрос все слова смешает в голове и ты затушуешься, растеряешься!

В коридоре горкома комсомола много ребят. По одному заходят в кабинет, где ни одного знакомого лица. Коленки дрожат от волнения.

- Как там? - окружают счастливчика. - Что там?

- Стол длинный, кумачом накрыт. Много народу, все молодые. Улыбаются. Приветливые. А вопросы задают строго, но не злобливо. Бояться не надо. Я так думаю: всех примут.

- А где ты стоял?

- Остановился у стола. А они меня посадили на стул. И я оказался во главе их. Словно я должен всех их принимать в комсомол, а не они меня.

- А вопросы, о чём тебя спрашивали?

- Как учишься, какие поручения выполняешь, каким должен быть комсомолец... Главное: не робеть, они робких не любят.

В нашей школе библиотеки не было. Книги располагались на полочках в пионерской комнате. Как не зайдёшь, полки пустые, книги разобраны. Мне не доставалось. А так хотелось почитать интересную книгу! Нина Анатольевна Мотылёва - словесник, классный руководитель, в начале урока говорила:

- Если успеем выполнить план, который я наметила, останется время, и я вам продолжу пересказ Жюля Верна "Дети капитана Гранта".

И мы старались. Получали по её предмету только хорошие и отличные отметки. И ждали продолжение пересказа. Проживали вместе с героями не одну жизнь. Герои книг учили нас житейским премудростям, таким образом, познавали одну из главных наук - человековедение.

Подросли. Надо определяться: продолжить учёбу в техникуме или работать на производстве. В Бикине с этим выбором туго. Поэтому мама осмелилась покинуть солнечный уголок. Мы уехали на север, в Комсомольск- на- Амуре, к маминой знакомой. Шёл 1958 год.

В Комсомольске я получила высшее педагогическое образование. Работала в школах №№ 22, 23, 6, 34.

Краеведением занимаюсь со школьной скамьи. Меня интересовало, почему хребет называется Яблоневым, а ручей Змеиным, кто назвал реку Бикином, а гору Земляничной.

Выпускаю книги по историческому, литературному, географическому и биологическому краеведению. Вела уроки по краеведению в начальных классах. Мои воспитанники повзрослели, обзавелись семьями, но при встрече благодарят за уроки; мне приятно, что помнят.

Первая исследовательская тема - История села Пермское- на- Амуре, на месте которого построен город Комсомольск- на- Амуре. Чтобы отыскать интересующий меня материал, пришлось изрядно покопаться в архивах Комсомольска- на- Амуре, Хабаровска, Перми, Москвы, в библиотеках города Комсомольска, Хабаровска. Встречалась с пермяками, записывала их воспоминания о родителях - переселенцах. В результате - документально-историческая повесть "Село Пермское- на- Амуре", для младшего школьного возраста - "Сказы о Силине". "Сказы о Силине" написаны лирическим языком, их читают с интересом и взрослые.

Меня взволновала судьба хетагуроки Веры Поршнёвой: партизанка, зверски замученная фашистами. Она, не зависимо от Зои Космодемьянской, взрывала эшелоны немецких оккупантов. Её предали. Нелюди водили девушку босиком по снегу, тело жгли раскалённым железом, глубоко под ногти вгоняли иглы.

Я разыскала родственников Веры Поршнёвой, друзей по школе, трудовой деятельности, соратников по борьбе с немецкими фашистами. Работала с архивными материалами города Калинина, города Ржева, Оленинского района, села Молодой Туд Калининской области, города Москвы. Чтобы встретиться с сёстрами и братьями Веры Поршнёвой, я совершила поездки в Москву, во Ржев, в Харьков. Посетила село Молодой Туд, село Ново- Алексеевку, в которых жили боевые друзья отважной партизанки. В Ново- Алексеевке Вера взорвала понтонный мост и паромную переправу через Волгу. Жизнь героини прервалась в Ново- Алексеевке ранним утром, когда сельчане спали. Я трогала руками глубокие раны земли - следы фашистских оккупантов. Точно такие же следы на девичьем теле. Воя пострадала от нелюдей. Результат - очерк "На рассвете", опубликованный в газете "Советское Приамурье" (1992 год, 12, 19, 26 сентября, 03 октября).



Собрала материал о первых врачах города Комсомольска. В мае 1932 года в Хабаровск прибыли первые строители - комсомольцы, в котором их ждал "изоляционно - пропускной пункт для полной санитарной обработки" (Гос. архив Хабаровского края, ф. 683, о. 1, д 95, л. 204). И только после медицинского обследования комсомольцы - добровольцы могли отправиться в село Пермское- на- Амуре. Среди первостроителей оказалась группа врачей: И. Панов (венеролог из клиники профессора Иордана), К. Стоянов (хирург - аспирант из клиники Левита), Л. Подоленко (ординатор клиники профессора Левита), С. Землянова (аспирант института охраны детей и подростков ОЗД), Е. Чернов (ординатор - хирург клиники профессора Руфанова).

Прибывших врачей уговаривали пополнить кадры Дальневосточного Медицинского института в качестве научно-практических работников. На стройку можно отправить рядовых медиков, они вполне справятся со своими обязанностями. Но врачи из Второго Московского мединститута не изменили своего решения и прибыли вместе с первостроителями в Пермское. В 1932 году на стройку было направлено свыше 20 врачей и медсестёр. Первым медикам пришлось начинать с нуля; они шли через все запреты административной системы и оставили о себе добрую память.

Для изложения правдивых событий 1932 - 1933 годов, я работала с архивными документами Комсомольска- на- Амуре, Хабаровска, Москвы, Софии (Болгария).

В Софии встретилась с дочерью Лидией и сыном Георгием К. А. Стоянова, они поделились воспоминаниями о своём отце.

Результат - множество очерков о первых врачах города юности. Среди которых можно назвать, для примера, такие работы:

1. От села Пермского до города на заре. - газета "Дальневосточный Комсомольск", 15 ноября 1988 года.

2. Они служили милосердию. - "Дальневосточный Комсомольск", 05 августа 1988 года.

3. Они служили милосердию. - "Софийские новости" (Болгария), 02 ноября 1988 года.

4. Към далечния изток с един от пьрвите. - "Работническое Дело" (Болгария), 11 октября 1988 года.

5. Нелёгкая судьба первостроителя (о К. Стоянове). - "Дальневосточный Комсомольск", 01 мая 1989 года.

6. Записки Косты Стоянова... - "За сталь", 18 января 1991 года, 25 января 1991 года, 01 марта 1991 года, 20 марта 1991 года.

7. Коста Ангелович Стоянов. - "Амурец", 14 сентября 1991 года, 21 сентября 1991 года, 05 октября 1991 года, 19 октября 1991 года, 26 октября 1991 года.

8. Коста Стоянов - народный врач. - "Советское Приамурье", 01 августа 1992 года.

В плане - книга о врачах города Комсомольска- на- Амуре.



Собирая материалы о художниках города юности, я не только работала с архивными документами, с газетными публикациями, но и живыми героями - художниками будущих моих книг. Подолгу беседовала с художниками, рассматривала их полотна, зарисовки, они делились своими планами на будущее.

Писать о художниках не просто. Стиль, манера письма у каждого художника свои. Да и не любят они тратить время на разговоры. "Смотри. Рассуждай. Рисуй словами". В основном так и приходилось поступать.

Результаты эссе:

1. Павел Лукич Фефилов. - г. Комсомольск- на- Амуре, 2001 год, 102 с., с иллюстрациями. (Художники г. Комсомольска- на- Амуре).

2. Евгений Васильевич Короленко. - г. Комсомольск- на- Амуре, 2002 год, 58 с. (Художники г. Комсомольска- на- Амуре).

3. Валерий Яковлевич Вереньёв. - г. Комсомольск- на- Амуре, 102 с. (Художники г. Комсомольска- на- Амуре).

4. Алексей Васильевич Мащенко. - г. Комсомольск- на- Амуре, 2002 год, 76 с.

Особый разговор о Мащенко А. В., чтобы внести ясность на тему войны. Он не воевал, ни одного дня не был на полях сражения с немецкими захватчиками и с японскими самураями. Поэтому у него нет боевых наград, а только юбилейные медали, которыми награждают особо отличившихся в работе, в творчестве, на службе.

А. Мащенко болезненно переживал, что ему не удалось отомстить за погибшего брата, за гибель людей, городов, сёл родной страны.

А. Мащенко - боец невидимого фронта, никогда не прекращающегося в его пылающей душе. Оружие художника - перо, карандаш, кисть. Своими картинами мужественный светописец, на протяжении всей своей жизни, сражался со злом. И умер, как боец на своём посту; как Воин Света и Добра.

Фефилов П. Л. опубликовал свою статью о Мащенко А. в газете "Советское Приамурье" 19 ноября 1999 года, с. 9 - "Художник - созидатель", в которой рисует художника на боевых позициях, участником Великой Отечественной войны.

Я взяла интервью у художника. Со слов Мащенко А. написала статью "Вечная память", которую опубликовала газета "Советское Приамурье" 15 января 2001 года, с. 6. Алексей Васильевич не участвовал в сражениях на полях войны с оккупантами.

Ко мне подошёл Фефилов П. Л. и задал вопрос: "Разве Мащенко не был на войне?" На что я ответила Павлу Лукичу: "Не был, так утверждает Алексей Васильевич. Спросите у него".

Несмотря на правдивую информацию от самого источника, Павел Лукич вновь опубликовал очерк "О художнике Мащенко" в сборнике "Тебе, мой город", в котором Алексей Васильевич был на войне, сражался с немецко-фашистскими захватчиками. Что это? Как такой выпад расценивать? Это плевок мне в душу, это плевок в лицо.

Ответ П. Л. Фефилова на интересующий меня вопрос: "Мащенко не мог не воевать. Если не с немцами, то с японцами". Это ответ знаменитого и уважаемого краеведа. "Кто ты такая, чтобы мне перечить! Мне поверят, а не тебе!" - буквально кричало всё его существо.

Я отлично понимаю: после такого выступления мне придётся туго. Его гордыня не оставит меня в покое.



Мною издана Комсомольская- на- Амуре Литературная Энциклопедия в 10 томах (1932 - 2013 годы). Сидела в Хабаровской краевой научной библиотеке, выписывала от руки стихи и рассказы прошлых лет.

Мною изданы Былины о героях Великой Отечественной войны, историко-библиографический справочник "Герои - комсомольчане", книга "Дайте мне меч!" (о военном детстве), детская книга "Цветной дождик".

Отдала в компьютерный набор Краеведческую энциклопедию, детскую книгу "Ягода зоревая".

Планы на будущее большие. Успею ли?



Произведения автора:

ЧТОБ ИМЯ ХЛЕБНИКОВ ЗВУЧАЛО

Воспоминание о ХЛЕБНИКОВЕ Г Н

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 28 октября, 2015

Сибирь - великий материк планеты Земля.

Вы никогда не задумывались, почему земля от Урала до Тихого океана имеет два имени: Сибирь и Азия? Какая тайна вместилась в эти два имени?...

Читать далее...

ПОДВИГ ХРИСТА

Каждый человек может стать Несгораемой звездой, таким его творит Труд. Труд каждодневный, имеющий впереди цель, цель высочайшую, благородную. Труд — это самосовершенствование, раскрытие сути своего «я». Труд - это борьба за справедливость, борьба Добра со Злом. Труд - это не только выращивание пшеницы, труд - это ещё выращивание прекрасных мыслей, чувств, поступков. Труд во имя Любви. Боже есть Любовь....

Читать далее...

Книги Г.Кураленя

Рецензия на книги Г.Кураленя

Читать далее...

ПАРХАЛОЧКИ

ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
Я гуляла в прилесье. Прозрачные дерева, словно сговорившись, убегали от захолоделого ручья, обволакивающего гальку, и карабкались на вершину порыжевшей сопки.
Студеное солнце легко скользило по небосводу, бросая редкие сверкающие нити на озябшую землю.
Мой взгляд невольно упал на тропинку и выхватил невписывающийся в осеннюю глядь листок. Наклонилась и вижу, сложив крылья, лежит бабочка-крапивница, поджав хрупкие ножки, и не шевелится.

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 21 апреля, 2015

ЗАРИСОВКИ

В БЕРЕЗНЯКАХ
Жаркая погода истомила всех: и зверей, и птиц, и человека. Земля потрескалась и дышала тяжело. Небо огненным шаром окутало лес, ветки высохли, поднеси к ним спичку и они вспыхнут ярким пламенем.
Но вот прошел обильный теплый дождь. И все вокруг ожило: запели деревья, защебетали кусты, зазвенели травы, заулыбались цветы. Игривый ветерок пробежал по белым стволам берез, небо заголубело, легкие белые облака возвысились.
После дождя я посетила прелесье. Набрала ягод и присела на пенек.

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 21 апреля, 2015

УБИЙЦЫ

Гражданская война на Дальнем Востоке

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 21 апреля, 2015

Аким Дмитриевич САМАР

Аким Дмитриевич САМАР - основатель нанайской литературы

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 8 апреля, 2015

РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Круговорот человека в природе
Священники твердят, что мужчина наделяет дитё духом, женщина - материей. Дух - огненное зерно. Не будем заниматься отрицанием и принимать всё за чистую монету. Лучше порассуждаем, ведь Божество дало разум не для того, чтобы его держать в узде.
На Небесах Матерь Света разбрасывает Материю: ослепительно-белые сгустки. Отец Света - это Дух, Движение, Он входит в Материю и создаёт формы жизни.
На Земле всё происходит в зеркальном отображении. Женщина не разбрасывает мат

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 1 апреля, 2015

ПЕРВОЕ СЛОВО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

ПЕРВОЕ СЛОВО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
"В начале было Слово..." - библейское выражение. Вы согласны с таким ладом в космической истории? Чтобы родилось Слово, необходима причина его рождения даже в Божественном Мире. Слово есть результат творческого процесса, вернее, озвучивание образов, созданных Творцом в Невидимом Мире.
Какие события произошли во Вселенной, благодаря которым Вселенная заговорила, наполнилась многозвучием? Явление Света перед ликом Вселенной, Рождество Светоносной Сущности! Свет - вот

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 1 апреля, 2015

ЦВЕТНОЙ ДОЖДИК

"Цветной дождик" рассказывает о детских годах писательни-цы. Хорошо раскрыта тема семьи, в которой идёт становление человека, личности. Единение человека и природы - этим чув-ством пронизаны все произведения прозаика. Свет, исходящий из чистого источника, указывает путь к добру и любви. И уже по особому смотрит читатель на семейный уклад, на отноше-ние человека к человеку....

Читать далее...

Вишнякова Светлана | 20 марта, 2015

Дайте мне меч!

Вишнякова Светлана
Дайте мне меч!
г. Комсомольск-на-Амуре,
Со-Весть, 2013 г.

Читать далее...

Добавить произведение

Приглашаем вас добавить произведение и стать нашим автором.

Последние комментарии new :

Вспомни...
от Демьян пастушок

"Еще не поздно все исправить..." Сказал в горах один мудрец. И после этог...

Статистика

©  Сообщество творческих людей «Авторы.ру» 2011-2016

Перепечатка материалов приветствуется при обязательном указании имени автора и активной,
индексируемой гиперссылки на страницу материала или на главную страницу сообщества.

18+